Bosch (полное наименование Robert Bosch GmbH) — немецкая транснациональная инженерная и технологическая компания. Штаб-квартира находится в Герлингене, недалеко от Штутгарта, Германия.
Основные направления деятельности Bosch охватывают четыре бизнес-сектора: автомобильные технологии (оборудование и программное обеспечение), потребительские товары (бытовая техника и электроинструменты), промышленные технологии (электроприводы и системы управления), а также энергетику и строительные технологии[2]. Благодаря своему автомобильному подразделению, на долю которого в 2020 году приходилось 59 % продаж, Bosch является крупнейшим в мире поставщиком автомобильного оборудования и запчастей[3].
В списке крупнейших компаний Fortune Global 500 за
2022 год Bosch заняла 108-е место[4].
В Группу компаний Bosch входят Robert Bosch GmbH и
примерно 440 дочерних предприятий и региональных
компаний приблизительно в 60 странах. Вместе с
партнёрами в сфере продаж и обслуживания компания
Bosch представлена почти в 150 странах[5].
Компания Bosch была основана 15 ноября 1886 года в Штутгарте немецким предпринимателем и инженером Робертом Бошем (1861—1942) под названием «Мастерская точной механики и электротехники». В первые годы своего существования мастерская занималась в основном изготовлением и сбытом электрического оборудования[6].
В 1887 году компания Роберта Боша разработала первую систему зажигания от магнето и вскоре стала мировым лидером в системах зажигания. Наиболее востребованной эта продукция была в США, на них в 1914 году приходилось 70 % продаж компании, однако с началом Первой мировой войны вся зарубежная деятельность была прекращена[7].
В целях самостоятельного выпуска комплектующих для изготовления систем зажигания от магнето в 1909 году был открыт первый завод компании в Фойербахе. Автомобильный ассортимент компании пополнили автомобильная фара (1912—1913), электрический стартер (1914), клаксон (1921), стеклоочистители (1926) и указатели поворота (1928). В 1932 году компания приобрела у фирмы Junkers производство газовых колонок, а в следующем году была куплена компания по производству радиотехники Blaupunkt[7].
В период с 1933 по 1945 год предприятие было вовлечено в экономическую структуру национал-социалистического режима[8]. Роберт Бош в 1937 году преобразовал предприятие из акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, чтобы сохранить компанию исключительно в руках членов семьи. После окончания войны в 1945 году большинство предприятий Bosch лежало в руинах в результате воздушных налётов. Но Роберт Бош этого не увидел, он скончался 12 марта 1942 года[7].
В начале 1950-х годов были созданы подразделения бытовой техники и электроинструментов. Также большое внимание уделялось совершенствованию систем впрыска топлива, разработанные компанией системы использовались многими европейскими автопроизводителями, включая Volkswagen, Daimler-Benz и Volvo[7].
ABS-2, система управления (1978)
1970-е годы стали периодом начала международной
экспансии Bosch, были созданы филиалы в Малайзии,
Японии, Турции, США и Испании. В 1974 году в США
был куплен завод по производству систем впрыска
топлива. Важной разработкой компании в конце 1970-х
годов стала антиблокировочная система ABS (серийно
установлена на Mercedes-Benz W116 с 1978 года)[9],
а также электронный блок управления дизельным
двигателем EDC (1986), CAN (промышленный стандарт
построения компьютерных сетей, 1986)[10] и навигационная
система Blaupunkt TravelPilot (1989). На основе
нескольких купленных компаний в 1989 году было
создано телекоммуникационное подразделение Bosch Telecom[7].
Аккумуляторная отвёртка Ixo, представленная в 2003 году
В начале 1990-х годов были открыты филиалы в большинстве
стран Восточной Европы, а также создано несколько
совместных предприятий в Южной Корее и КНР. В числе
разработок этого периода были программы электронной
стабилизации ESP, система ТНВД, Common Rail (1997),
система непосредственного впрыска бензинового топлива
DI-Motronic (2000), системы помощи водителю, например,
адаптивный круиз-контроль ACC (2000). Однако спад в
автомобильной отрасли и рост конкуренции привели к
падению выручки компании в 1993 году, а чистая прибыль
неуклонно снижалась с 1989 года, как следствие начались
сокращения персонала, на 8 тыс. в 1991 году и на 13
тыс. в 1993 году. Несколько улучшив своё положение,
Bosch в 1996 году за 1,5 млрд долларов купила у
Allied Signal[en] подразделение тормозных систем[7].
В 2001 году было продано телекоммуникационное подразделение и куплена компания по производству промышленного оборудования Mannesmann Rexroth. В 2003 году был куплен производитель водонагревателей Buderus. Первые гибридные автомобили с приводами компании Bosch выпущены на рынок в 2010 году, в том же году началось производство литий-ионных аккумуляторов. С 2011 года Bosch начала выпускать велосипеды и скутеры с электроприводом[6].
Западная и восточная стороны завода
полупроводников Bosch в Дрездене (2022)
В январе 2020 года подразделение Bosch Packaging
Technology стало компанией Syntegon[11]. В июне 2021
года компания Bosch открыла в Дрездене свой новый
завод по производству полупроводников, в который она
инвестировала 1,2 млрд долларов, что стало крупнейшей
суммой, потраченной на один проект[12]. В апреле 2022
года Bosch объявила о приобретении Five.ai, стартапа
в области автономного вождения[13].
В июле 2022 года Bosch сообщила, что в течение следующих четырёх лет она намерена инвестировать около 3 млрд евро в исследование и производство полупроводниковых чипов. Планируется открыть два новых предприятия в Дрездене и Ройтлингене. Компания не заинтересована в использовании новейших техпроцессов, а сосредоточится на 40- и 200-нанометровых чипах, используемых в автомобильной промышленности[14].